MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C956EA.A9B66A10" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C956EA.A9B66A10 Content-Location: file:///C:/EC4ABA56/tsarkov.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
=
40;втоматизир=
1086;ванная
школьная
обсерваторl=
0;я
=
62;арьков
И.С.
к.т.н.,
учитель
физики и
астрономии
школы №29 г.Под=
ольск
=
48;стория
вопроса
В
настоящее
время,
несмотря на =
075;игантскую
революцию,
происходящm=
1;ю
в
астрономии, =
086;тношение
к этой,
пожалуй,
самой
мировозренm=
5;еской
науке стало
просто
безобразныl=
4;,
и как резуль=
090;ат
в умах детей
свободная
ниша занята
средневекоk=
4;ым
мракобесиеl=
4;
в виде астро=
083;огии,
и человек 21
века опять
начинает
думать, что В=
1089;еленная
была создан
=
72;
за шесть
дней. А мы при
этом еще сты=
076;ливо
отворачиваk=
7;м
в сторону
глаза, и
боимся чтоб
=
99;,
нас не дай бо=
1075;,
не обвинили =
074;
атеизме. А
сложилось
это несерье
=
79;ное
отношение к
школьному
курсу
астрономии
еще в
советское
время, как со
стороны
преподаватk=
7;лей,
так и со
стороны
учеников.
Да,
есть школы, в
которых
преподаетсn=
3; астрономия,
и даже на хор=
1086;шем
уровне. Така=
103;
ситуация
реально
связана с
конкретнымl=
0;
учителями э
=
85;тузиастами,
работающимl=
0;
как правило
при поддерж
=
82;е
директора
школы, и для
нашего обра
=
79;ования
является не
правилом, а
исключениеl=
4;,
на котором к
сожалению
астрономичk=
7;ское
образованиk=
7;м
в масштабах
страны пост
=
88;оить
невозможно.
Вот об одном
таком
исключении =
03;
и хочу вам
рассказать.
Случилось
это
исключение
=
74;
29 общеобразо=
1074;ательной
школе
славного го
=
88;ода
Подольска,
что
расположилl=
9;я
в
Шк
=
86;ла,
о которой
идет речь,
очень не
похожа на бо=
083;ьшинство
убогих типо
=
74;ых
проектов, и
связано это =
089;
тем, что долж=
1085;а
она была быт=
100;
не школой, а
дворцом нау
=
95;но-техничес&=
#1082;ого
творчества
=
84;олодежи.
Но так как
строительсm=
0;во
его совпало =
089;
лихими девя
=
85;остыми,
и простоял
дворец в вид=
077;
долгостроя 10
лет, то в 2000 год=
091;
он распахну
=
83;
свои двери
уже как сред=
085;яя
школа. Распо=
ложена
она в самом ж=
1080;вописном
микрорайонk=
7;
города рядо
=
84;
с имением Ив=
072;новское
и недалеко о=
090;
знаменитогl=
6;
имения Дубр
=
86;вицы
с уникально
=
81; церковью
Знамения. В 2007
=
75;оду
школе было п=
088;исвоено
имя Петра
Ивановича
Забродина, п=
086;четного
гражданина
=
75;орода
Подольска, ч=
077;ловека,
построившеk=
5;о
эту школу.
Школа прекр
=
72;сно
оснащена
технически,
за что ее
называют шк
=
86;лой
21 века.
По
проекту
вместо
зеленого ку
=
87;ола
башни долже
=
85;
был
располагатn=
0;ся
6-метровый
раздвижной
купол
обсерваторl=
0;и
Дворца
научно-техн
=
80;ческого
творчества
=
84;олодежи.
И, как
отголосок
этого
замысла, в
плане
развития го
=
88;ода
на 2000 - 2004 годы
появилась
строка о
строительсm=
0;ве
в школе 29, прав=
;да
почему-то, пл=
1072;нетария
с
финансировk=
2;нием
в 4 млн.руб. Это=
;т
план развит
=
80;я
попался мне =
074;
руки, когда я
в 2001 году пришk=
7;л
работать в
эту школу. Эт=
1086;т
официальныl=
1;
документ и
был первым
толчком к
созданию
школьной
обсерваторl=
0;и.
Конечно,
городские
власти ни
рубля не
дали, а тольк=
1086;
крутили
пальцем
возле виска,
когда я им
задавал воп
=
88;осы
о выполнени
=
80;
принятого
ими же
закона. Но
это не могло
помешать
замыслу, так
как идея уже
овладела
массами.
Пр
=
86;ект
нам
бесплатно
выполнили в
институте
«Подольскгl=
8;ажданпроек=
090;».
Деньги на
телескоп
собирали вс
=
77;м
миром. Купол
покупали в
США. Для этог=
1086;
пришлось со
=
79;дать
общественнm=
1;ю
организациn=
2;
«Подольскиl=
1;
астрономичk=
7;ский
клуб» и
открыть в не=
081;
валютный сч
=
77;т.
Цели и
задачи
обсерваторl=
0;и
В
школе в
течение сем
=
80;
лет читаетс=
03;
мультимедиl=
1;ный
эксперименm=
0;альный
курс
астрономии. =
048;,
конечно, без
реальных
наблюдений
мы очень обе=
076;няем
и сам курс, и
интерес
учащихся к
предмету. Бл=
072;годаря
современныl=
4;
техническиl=
4;
средствам
появилась
возможностn=
0;
автоматизиl=
8;овать
этап наблюд
=
77;ния
и включить
его в той или
иной степен
=
80;
в учебный пр=
086;цесс.
Поэтому
возникла
идея
создания астро=
;номическог
=
86;
комплекса, о=
089;нащенного
современныl=
4;и
компьютернm=
9;ми
средствами
для
управления
=
72;строномиче=
1089;кими
инструментk=
2;ми
и приборами =
074;
обсерваторl=
0;и
по локально
=
81;
сети через у=
076;аленный
доступ, т.е. из
любой
школьной
аудитории.
Со=
1079;давая
астрономичk=
7;ский
комплекс,
коллектив
школы стави
=
83;
перед собой
следующие о
=
73;разователь=
1085;ые
и
воспитателn=
0;ные
цели:
1. В
сфере
образованиn=
3; -
используя
последние
достижения
науки и техн=
080;ки,
дать
ученикам,
представлеl=
5;ие
о
современноl=
1;
картине мир
=
72;,
показать, ка=
082;
наука
помогает на
=
84;
познавать
этот мир. Пов=
1099;сить
престиж
фундаментаl=
3;ьных
наук:
математики,
физики,
химии. Научи=
090;ь
использоваm=
0;ь
достижения
научно-техн
=
80;ческого
прогресса –
современнуn=
2;
технику, не
только на
кухне, дать
первые
навыки
исследоватk=
7;льской
работы.
2. В
сфере
воспитания R=
11;
показать, чт=
086;
для научной
деятельносm=
0;и
необходимы
глубокие и в=
089;есторонние
знания,
заразить
учеников
страстью к п=
086;знанию
нового, дать
возможностn=
0;
самим прико
=
89;нуться
к тайнам
мироздания,
привить
потребностn=
0; к
интеллектуk=
2;льному
труду,
уважение к
науке.
Особе=
нностью
школьного
комплекса
является то,
что он являе=
090;ся
еще и учебно=
081;
аудиторией.
Поэтому
наблюдать
астрономичk=
7;ские
явления
должны сраз
=
91;
несколько
человек. И
это
необходимо
=
76;елать
в режиме реа=
083;ьного
времени с
комментариn=
3;ми
учителя или
специалистk=
2;.
h=
4;ля
этого мы
включили в
состав
оборудованl=
0;я
мультимедиl=
1;ные
средства и
средства от
=
86;бражения
информации
=
74;
реальном
времени,
такие как фо=
090;о
и
видео-цифро
=
74;ые
камеры.
Наличие в
составе
комплекса а
=
87;паратуры
автоматизиl=
8;ованного
купола, позво=
;ляет
использоваm=
0;ь
оборудованl=
0;е
во много раз
эффективнеl=
1;,
значительнl=
6;
повышает
качество
наблюдений
=
80;
дает возмож
=
85;ость
полноценно
вести учебн
=
99;й
процесс и
заниматься
исследоваm=
0;ельской
работой в
течение
всего года.
Школьный
астрономичk=
7;ский
комплекс
Ас
=
90;рономическ=
1080;й
комплекс
состоит из
трех частей:
площадки дл=
03;
наблюдений,
лекционной
аудитории и
обсерваторl=
0;и. Пл=
086;щадка
для наблюде
=
85;ий
находится н
=
72;
крыше
школьного
здания, выхо=
076;
на нее распо=
083;ожен
рядом с
лекционной
аудиторией,
что
позволяет
после просл
=
91;шивания
теоретичесl=
2;ого
материала
сразу перех
=
86;дить
к наблюдени=
02;
звездного
неба. Астрон=
086;мическая
площадка в о=
089;новном
используетl=
9;я
для
знакомства
со звездным
небом
учащихся
младших
классов в ра=
084;ках
курса естес
=
90;вознания,
а также для
обучения
школьников
пользованиn=
2;
биноклем и н=
072;блюдения
с его помощь=
102;
небесных
объектов. Кр=
086;ме
того, для
наблюдений
=
84;ожет
использоваm=
0;ься
балкон,
окружающий
лекционную
аудиторию.
Именно с нег=
086;
производилl=
0;сь
первые
наблюдения, =
087;ока
не была
построена
обсерваторl=
0;я.
Ле
=
82;ционная
аудитория
представляk=
7;т
собой
учебную
аудиторию, о=
073;орудованну&=
#1102;
мультимедиl=
1;ным
проектором
=
80;
компьютероl=
4;,
позволяющиl=
4;и
как
проводить
занятия в
режиме
компьютернm=
9;х
презентациl=
1;,
так и наблюд=
072;ть
небесные
объекты на
экране в
режиме реал=
00;ного
времени. Инф=
086;рмация
на экран
может посту
=
87;ать
непосредстk=
4;енно
с телескопа
по локально
=
81;
школьной
компьютернl=
6;й
сети. Управл=
077;ние
телескопом
при этом
может осуще
=
89;твляться
как из обсер=
074;атории,
так и с компь=
1102;тера
лекционной
аудитории
или с любого
школьного
компьютера,
включенногl=
6;
в локальную
школьную
сеть.
Сф
=
77;рический
потолок
лекционной
аудитории
представляk=
7;т
картину
звездного
неба над Под=
086;льском
на 12 часов
ночи 25
декабря
По
ходу работы
мы
отказались
от механиче
=
89;кого
планетария,
который был =
079;десь
установлен
при
строительсm=
0;ве
школы. В ауди=
1090;ории
используетl=
9;я
компьютернm=
9;й
планетарий.
Современныk=
7;
компьютернm=
9;е
планетарии, =
090;акие
как Redshift
или Sky,
позволяют
проводить
знакомство
со звездным
небом для
учащихся ка
=
82;
старших, так
и младших
классов.
Знакомство
со звездным =
085;ебом
с помощью
компьютернl=
6;го
планетария,
которое мож
=
85;о
тут же допол=
085;ить
реальными
наблюденияl=
4;и,
открывает
огромные
возможностl=
0; для
изучения ас
=
90;рономии
и понимания
процессов,
происходящl=
0;х
во Вселенно
=
81;.
Звездные
карты, фото и
видео галер
=
77;и,
многочислеl=
5;ные
анимации, вх=
086;дящие
в состав
таких
программ,
превращают =
01;тот
сложный для
изучения
предмет в
увлекательl=
5;ое
и
захватываюm=
7;ее
занятие.
Компьютернm=
9;е
планетарии
позволяют с
=
86;вершать
виртуальныk=
7;
путешествиn=
3;
к различным
объектам
нашей
солнечной
системы, пос=
077;щать
другие
планеты, их
спутники, и
многое
другое.
Об
=
89;ерватория
расположенk=
2;
на крыше
здания рядо
=
84;
с площадкой
для наблюде
=
85;ий,
и представл=
03;ет
собой помещ
=
77;ние,
предназначk=
7;нное
как для пров=
077;дения
учебных
наблюдений,
так и для исс=
1083;едовательс=
ких
работ учащи
=
93;ся.
Обсерваторl=
0;я
перекрыта
автоматизиl=
8;ованным
куполом, оснащ=
енным
пошаговыми
двигателямl=
0;,
которые
позволяют о
=
90;крывать
заслонку и
поворачиваm=
0;ь
купол синхр
=
86;нно
с движениям
=
80;
трубы телес
=
82;опа.
Управление
телескопом
=
80;
куполом вып
=
86;лняется
с компьютер
=
72;,
установленl=
5;ого
в
непосредстk=
4;енной
близости от
них внутри
обсерваторl=
0;и.
В
составе
обсерваторl=
0;и
имеются два =
090;елескопа
– «большой» =
080;
«малый». «Боль=
шой»
телескоп фи
=
88;мы
Meade, модель LX-90. Те
=
83;ескоп
создан по
схеме
Шмидта-Касс
=
77;грена,
имеет аперт
=
91;ру
«М
=
72;лый»
телескоп –
солнечный
фирмы «Coronado» мо=
1076;ель
PST. Благодаря
узкополоснl=
6;му
фильтру 0.5
ангстрема м
=
99; можем
наблюдать
солнечную
атмосферу и
все явления =
074;
ней происхо
=
76;ящие.
Солнечный
телескоп
установлен
соосно
основному,
что
позволяет
управлять
сразу двумя
телескопамl=
0;.
Для
регистрациl=
0;
изображениl=
1;
в обсервато
=
88;ии
имеется одн
=
72;
цифровая фоток=
;амера
и одна
аналоговая
видеокамерk=
2;,
непосредстk=
4;енно
соединенныk=
7;
с компьютер
=
86;м
обсерваторl=
0;и,
и посылающи
=
77;
через него и=
079;ображение
в школьную
локальную
сеть.
Управление
аппаратуроl=
1;
осуществляk=
7;тся
следующим
образом:
после
включения и
настройки
телескопа, проис=
;ходит
передача
управления
телескопом
компьютеру, =
072;
именно прог
=
88;амме
SKY –
компьютернm=
9;й
планетарий. =
040;ппаратно
телескоп
соединен с к=
086;мпьютером
через порт
Из = 86;бражения объекта на экране монитора ил = 80; на экране проектора п = 86;лучается от цифровых устройств: фото или видео камер = 99;. Изображениk= 7; от цифровой фотокамеры обрабатываk= 7;тся пакетом программ Autostar. После того как объект появился на экране монитора, пр= 086;исходит автоматичеl= 9;кая настройка параметров камеры, таки= 093; как экспози = 94;ия, яркость, контрастноl= 9;ть и т.д. Програм&= #1084;а SKY при этом позволяет произвести фокусировкm= 1; объекта и корректироk= 4;ку координат для настрой = 82;и фотокамеры на нужную точку неба. Пакет Autostar позволяет осуществляm= 0;ь автогидироk= 4;ание объекта наблюдения. Получение цифровых фотографий выполняетсn= 3; по различны = 84; алгоритмам, которые выбираются = 74; зависимостl= 0; от наблюдае = 84;ого объекта, атм= 086;сферных условий и т.д.<= o:p>
Ва
=
78;ным
свойством
всего
комплекса
является то,
что он может
управлятьсn=
3;
от внешнего
компьютера.
Один такой
управляющиl=
1;
компьютер р
=
72;сположен
рядом с теле=
089;копом
и
используетl=
9;я
в основном
для проведе
=
85;ия
исследоватk=
7;льских
работ. Кроме
того, управл=
077;ние
телескопом
=
80;
куполом
может
осуществляm=
0;ься
в режиме
удаленного
доступа с
любого
компьютера,
включенногl=
6;
в локальную
школьную
сеть. В
частности, и
с компьютер
=
72;,
ус
=
90;ановленног=
1086;
в кабинете ф=
080;зики.
При этом на э=
1082;ране
проектора
кабинета фи
=
79;ики
могут
наблюдатьсn=
3;
небесные
объекты в ре=
078;име
реального
времени. В
качестве та
=
82;ого
примера дан
=
72;
фотография
Солнца. На
ней вы видит=
077;
протуберан=
;ец
на нашем
светиле. Это
явление наб
=
83;юдали
в актовом за=
083;е
на большом
экране 200
человек, кот=
086;рые
приехали в
нашу школу н=
072;
конференциn=
2;.
Изображениk=
7;
передавалоl=
9;ь
в режиме
реального
времени по
школьной
беспроводнl=
6;й
локальной
сети непоср
=
77;дственно
с цифровой к=
072;меры
расположенl=
5;ой
на окуляре
солнечного
телескопа, а
управление
всем астрон
=
86;мическим
комплексом
=
74;елось
с компьютеl=
8;а,
установленl=
5;ого
в актовом
зале.
Ко
=
85;ечно,
мы в своей
учебной
работе не
отказываемl=
9;я
от
визуальных
=
85;аблюдений
в телескоп.
Ни одна
картинка не
сможет
заменить
реального и
=
79;ображения
небесного о
=
73;ъекта
в окуляре те=
083;ескопа.
Но при этом
понимаем, чт=
086;
только
цифровые
средства
регистрациl=
0;
изображениn=
3;
позволяют
зафиксировk=
2;ть
слабые
объекты
глубокого
космоса, так=
080;е
как
галактики
или туманно
=
89;ти,
недоступныk=
7;
наблюдению
глазом. И
даже такой
скромный ин
=
89;трумент,
как
восьмидюймl=
6;вый
телескоп, пр=
080;
соответствm=
1;ющих
средствах
регистрациl=
0;
способен
открыть
многие тайн
=
99;
Вселенной.
Пока резуль
=
90;аты
наших наблю
=
76;ений
более чем
скромные.
Основная
беда – это
нехватка
времени, но в &=
#1087;ланов
у нас громад=
100;е.
Программ=
а
работ
обсерваторl=
0;и.
Программа
работы
обсерваторl=
0;и
представляk=
7;т
собой пять
самостоятеl=
3;ьных
разделов:
1.
Учебная
работа с
учениками,
как в рамках
учебного
плана для 5 и 11
классов, так
2.
Учебная
работа с
учащимися
других школ
города по
заранее сог
=
83;асованной
программе.
3.
Научно-иссл
=
77;довательск=
1072;я
работа
учащихся
школы по
проектам SETI
(поиски
внеземного
разума) и Эйн=
1096;тейн-home
(обнаружени
=
77;
гравитациоl=
5;ных
волн) с
использоваl=
5;ием
астрономичk=
7;ских
компьютероk=
4;.
Изучение ди
=
85;амики
солнечных
пятен.
Измерение
характерисm=
0;ик
переменных
звезд с пере=
076;ачей
данных в
официальныk=
7;
научные
каталоги и
др.
4.
Участие в
астрономичk=
7;ских
форумах,
конференциn=
3;х,
коллективнm=
9;х
наблюденияm=
3;
редких явле
=
85;ий
и т.д.
5.
Работа
«Подольскоk=
5;о
астрономичk=
7;ского
клуба» под
эгидой школ=
00;ной
обсерваторl=
0;и.
Субботний
астролектоl=
8;ий
для всех
желающих,
проведение
=
88;егулярных
наблюдений.
Познават=
ельно-игров
=
72;я
программа
«Колониз=
ация
Солнечной
системы»
На
=
76;о
признать, чт=
086;
пока в школе
не сложилос=
00;
астрономичk=
7;ское
сообщество.
Конечно, в ка=
1078;дой
параллели
есть
несколько
человек, кот=
086;рые
интересуютl=
9;я
астрономиеl=
1;,
но они
заканчиваюm=
0;
школу, и
традиции
обрываются.
Чтобы это не
происходилl=
6;,
мы планируе
=
84;
с этого года
ввести нову=
02;
познавателn=
0;но-игровую
программу
«Колонизацl=
0;я
Солнечной
системы» дл=
03;
учащихся 7-8
классов.
Целью этой
программы
является иг
=
88;овая
подготовка
землян для
жизни на Лун=
077;
и Марсе.
Подготовка
проводится
по целому
ряду дисцип
=
83;ин:
астрономия,
физика,
математика,
геология,
психология,
медицина,
физическая
подготовка,
управление
=
82;осмическим=
1080;
аппаратами,
ракетомодеl=
3;ирование.
В основу
положена
уфимская
программа
«Большое ко
=
89;мическое
путешествиk=
7;»
Тk=
4;орческого
Объединениn=
3;
"Росстань".
Мы надеемся,
что такой
подход
позволит на
=
84;
на основе
создания
своеобразнl=
6;й
клубной сис
=
90;емы
заложить в
школе
астрономичk=
7;ские
традиции дл=
03;
будущих
поколений
учащихся.