С.М. Пономарев, М.А. Фаддеев

История и современное состояние астрономического образования

в Нижегородском регионе

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

Как известно, преподавание астрономии в России берет свое начало со ⌠Школы математических и навигацких наук■, организованной по указу Петра I в Москве в 1701 году и ставшей источником математического и астрономического просвещения. Большое значение в распространении преподавания астрономии по всей России имела деятельность Леонтия Филипповича Магницкого (1669 - 1739), составившего учебник ╚Арифметика, сиречь наука числительная╩, в который ╚ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста людей╩ были включены не только арифметика, начала алгебры и геометрии, но и основы практической астрономии. М.Е. Набоков называет Магницкого первым в плеяде педагогов и методистов по астрономии. Его учебник, вышедший впоследствии вторым изданием, получил широкое распространение. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца дней и считал его ╚вратами своей учености╩ [1].

 

Рис.1. ╚Арифметика╩ Л.Ф. Магницкого

 

Дальнейшее развитие преподавания астрономии в России связано с появлением Московского университета. В этот период преподавание астрономии перешло из специального учебного заведения в общеобразовательное - академическую гимназию. Были учреждены две гимназии при Московском университете (в 1755 г.), и одна была открыта в Казани (в 1759 г.). В рамках гимназий преподавались физико-математические науки, в том числе и астрономия. Обучение астрономии осуществлялось по учебнику ╚Руководство к математической и физической географии╩ академика Г.В. Крафта в переводе И. Голубцова [1].

Позднее, наряду с некоторыми специальными школами, были организованы новые общеобразовательные и упорядочена система среднего образования. В 1786 г. был принят ╚Устав народных училищ╩. В соответствии с этим уставом в старших классах проходилась ╚математическая география с задачами на глобусе╩ [3].

Следует отметить, что название ⌠Астрономия■ для данного учебного предмета как правило не использовалось. Наиболее часто употреблялись √ ╚математическая география╩ или ╚космография╩. Основы астрономии включались в физику, в математику и в географию. В конце XVIII в. большое распространение получил учебник П.И. Гиларовского ╚Руководство к физике╩, в котором значительная часть отводилась вопросам астрономии. По этому учебнику занимались учащиеся не только светских учебных заведений, но и духовных семинарий [3].

Начало светского образования в Нижнем Новгороде было положено в 1786 г., когда было открыто Главное народное училище, на базе которого в 1808 г. возникла Нижегородская губернская гимназия. В 1844 г. появился Александровский дворянский институт. В 50-х годах число учебных заведений пополнилось Мариинским институтом благородных девиц. Кроме того, существовало уездное и четыре приходских училища, а позднее возник еще целый ряд учебных заведений [3].

 

Рис.2. Здание Нижегородской 1-й губернской гимназии на Благовещенской площади

 

В уставе гимназии, утвержденном Александром II в 1864 г., отмечалось: ╚Так как классическая гимназия будет давать право на поступление в университет по всем факультетам, не исключая и физико-математического, то посему необходимо, чтобы в них преподавались в полном объеме все части низшей математики┘ и вся физика; затем необходимо изложить основания космографии╩. В качестве обязательных разделов в курс Космографии включались: физическая география, фигура и движение Земли, Солнце, Луна и ее движение, планеты и их спутники, кометы, неподвижные звезды, туманные пятна (т.е. туманности). Кроме того, в реальных гимназиях (в отличие от классических) в программу включались законы Кеплера и закон всемирного тяготения [2].

В конце XIX столетия в России образовались астрономические общества. Первым из них стал Нижегородский кружок любителей физики и астрономии (НКЛФА), основанный в 1888 г. Кружок возник в результате совместных усилий любителей астрономии и педагогов из учебных заведений Нижнего Новгорода, среди которых были известные и влиятельные в городе люди, как, например, директор дворянского банка и почетный попечитель Дворянского института П.А. Демидов. Организаторами НКЛФА также были: преподаватель физики и космографии губернской гимназии (позднее - ее директор) С.В. Щербаков; преподаватель математики И.И. Шенрок, преподаватель коммерческого училища В.В. Адрианов, преподаватель Александровского дворянского института В.В. Малинин и другие. Практически все дальнейшее развитие астрономического образования в Нижнем Новгороде прямо или косвенно связано с НКЛФА [4].

Уже с самого начала своей деятельности Кружок стал заниматься не только популяризацией естественных наук, но и благодаря тому, что основу его составляли преподаватели, вплотную стал заниматься вопросами преподавания физики, химии, математики и в первую очередь астрономии. Наряду с преподавателями других городов России, члены НКЛФА стали выступать за реформу преподавания космографии. Дело в том, что космография не была выделена в отдельный предмет, вследствие чего не было и отдельного учебника по космографии. Кроме того, основой курса космографии по-прежнему оставались элементы сферической астрономии. Методика ее преподавания была словесной, ╚меловой╩. Практически отсутствовали астрономические наблюдения. Такая постановка уже не соответствовала задачам школьного образования. Подавление мировоззренческой стороны астрономии, игнорирование астрофизики (описательной астрономии, как ее тогда называли) не могло не вызвать негативного отношения прогрессивных преподавателей и интеллигенции [4].

НКЛФА были сделаны определенные шаги к изменению такого положения астрономии. Уже в первые годы его деятельности для учеников гимназии, коммерческого и реального училищ были организованы астрономические наблюдения, для чего на здании коммерческого училища была построена наблюдательная площадка и было приобретено два 4-х дюймовых телескопа. С 1895 г. стал издаваться Астрономический календарь, который уже с первых лет издания был ╚рекомендован ученым комитетом Министерства народного просвещения для фундаментальных и ученических библиотек старшего возраста средних учебных заведений╩, а также ╚главным начальником военно-учебных заведений для приобретения в фундаментальные библиотеки Кадетских корпусов и Военных училищ╩ [6].

 

Рис.3. Обложка Астрономического календаря 1896 г.

 

В 1895 г. член Ученого комитета Министерства народного просвещения известный астроном А.Д. Путята сделал в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге доклад о состоянии преподавания космографии. Присутствующие на докладе педагоги из Петербурга высказали пожелание об оживлении курса, о постановке школьных астрономических наблюдений. А.Д. Путята был уполномочен собранием организовать разработку нового проекта программы по космографии, что им было сделано при участии профессоров А.М. Жданова и К.В. Шарнгорста. Благодаря активной деятельности Русского астрономического общества (основанного в 1890 г.) удалось осуществить некоторую реформу преподавания космографии. Она стала самостоятельной дисциплиной. На ее преподавание было отведено 2 часа в неделю в реальных и военных училищах и 1 час - в гимназиях. Активная деятельность В.К. Цераского оказала влияние на содержание курса. В нем больше места стали занимать элементы описательной астрономии и сведения о физической природе небесных тел [1].

В 1899 г. педагогическим обществом при Московском университете был созван Съезд преподавателей физико-химических наук. В работе Съезда приняли участие преподаватели гимназий и реальных училищ ряда городов. В числе участников был С.В. Щербаков. Съездом по предложению П.К. Штернберга было рекомендовано увеличить число часов на преподавание космографии в гимназиях до 2-х часов, разработать новые программы и учебник [3].

 

Рис.4. С.В.Щербаков

 

К 1902 г. С.В. Щербаковым был написан и издан ╚Курс космографии для средних учебных заведений╩, выдержавший впоследствии 12 изданий. Учебник содержал 22 главы, включающих элементы астрофизики, в том числе: спектральный анализ, фотометрию, фотографию, физические характеристики тел Солнечной системы, звезд и т. д. Обращает на себя внимание методический подход к структуре учебника. В предисловии к нему написано: ╚Желая приспособить издаваемый курс к наименьшим и наибольшим требованиям программ, я напечатал его в два шрифта. Крупным шрифтом выделено все существенно важное с отнесением мелких замечаний и дополнений в мелкий шрифт. Эта часть представляет обязательный курс, рассчитанный по объему материала на один недельный урок. Мелкий шрифт... содержит несколько дополнительных вопросов и таким образом расширяет материал обязательной части. В целом руководство может составить максимум курса при 2-х уроках в неделю... Каждая глава дает обязательного материала в среднем на один урок. Вопросы, стоящие вне программ средних учебных, отмечены в оглавлении звездочкой╩. Учебник дополнен картой звездного неба и справочными таблицами. Кроме того, в предисловии к учебнику рассматриваются предложения по ведению курса космографии в женских учебных заведениях. В целом он производит впечатление вполне современного учебника [5].

 

Рис.5. Учебник космографии С.В. Щербакова

 

В 1906 г. в правлении Кружка был поднят вопрос об организации систематических курсов по естественным наукам, включая астрономию. Такие курсы были организованы и стали настолько популярными, что пришлось ограничить число слушателей до 120, т.к. аудитории коммерческого училища, в помещении которого работали курсы, не вмещали всех желающих. Практика создания курсов их учебный план и система организации занятий легли в основу Народного университета, созданного позднее в 1916 г. [4].

Рис.6. Объявление о курсах НКЛФА

 

В декабре 1913 - январе 1914 гг. В Петербурге состоялся 1-й Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии. В секции космографии выступил член правления НКЛФА преподаватель Мариинского училища Н. Новгорода Г.Г. Горяинов с докладом: ╚О мерах к улучшению постановки преподавания космографии в средней школе╩.

 

Рис.7. Г.Г. Горяинов

 

Материалами для доклада послужили предложения членов НКЛФА В.В. Адрианова, Е.В. Надежина, А.Г. Шоногиникова. Как следует из названия доклада, в нем обращалось внимание на необходимость изменения преподавания космографии в школах. С аналогичными предложениями выступили Г.А. Тихов, А.А. Чикин, Ф.Н. Красиков и др. В резолюции секции были высказаны пожелания об организации общегородских школьных обсерваторий и об учреждении при Русском астрономическом обществе постоянной комиссии для подготовки преподавателей космографии по вопросам методики и создании новых учебных пособий. Годом позже состоялось ╚особое совещание по реформе школы╩, на котором были рассмотрены предложения по программе курса космографии, подтверждавшие решения съезда. Следует отметить, что структура программы соответствовала содержанию учебника С.В. Щербакова [4].

В 1916 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие первого высшего учебного заведения - Народного университета. Народный университет, как высшее учебное всесословное учреждение, возник как практическая реализация движения за демократизацию образования, о необходимости которой стали широко говорить после появления высочайшего Манифеста 17 октября 1905 г. В соответствии с положением и уставом Народный университет должен быть доступным всем классам населения как по плате за обучение, так и по отсутствию ограничений по вероисповеданию, национальности, полу. Его главной задачей являлось предоставление возможности ╚расширения и углубления знаний до доступных им пределов всем жителям Нижнего Новгорода, которые не могут по тем или иным причинам получить высшее образование в других городах╩. В университете планировалось открыть 4 факультета, среди которых - физико-математический с 3 отделениями, в том числе и астрономическим. В программе 4-летнего обучения на астрономическом отделении читались такие дисциплины как: сферическая астрономия, теория астрономических инструментов, описательная астрономия, оптика, теория вероятности и способ наименьших квадратов, теоретическая астрономия, теоретическая механика и теория притяжения. Университет просуществовал 2 года. Позднее на базе Народного университета и Варшавского политехнического института, перебазированного во время войны в Нижний Новгород, возник Нижегородский государственный университет [7].

 

Рис.8. Открытие Народного университета в Н.Новгороде

 

Рис.9. Акт торжественного открытия Народного университета в Н. Новгороде

 

Рис.10 Учебные программы курсов Народного университета

 

В июне 1917 г. в Москве состоялось Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии. В резолюции съезда отмечалось: ╚космография, разделяя со всеми естественными науками воспитательную и образовательную роль, имеет свое специальное высокое значение: она формирует научное мировоззрение┘╩ Таким образом, впервые на первое место было выдвинуто значение астрономии для формирования мировоззрения. В резолюции также указывалось на необходимость вести преподавание космографии в средних школах всех типов на одинаковом уровне в объеме 2 часа в неделю. Однако последующие трагические события на некоторое время отодвинули на задний план проблемы преподавания астрономии.

В советскую эпоху в первые годы, когда на первое место стали выдвигаться требования связи теории с практикой, в программах, разработанных НКП РСФСР, астрономия была включена в общий курс естествознания в школы I ступени. В последующие годы астрономия перешла в программу школ II ступени, но не как отдельный предмет, а включалась в программу физики. В этот период широкое распространение получили ╚рабочие книги╩ и ╚тетради для практических занятий по астрономии╩ [1].

В Нижегородском регионе в этот период произошли изменения, как в сфере среднего, так и в области высшего образования. Были упразднены прежние учебные заведения (гимназии, реальные училища и т.д.) на их базе были созданы советские школы I и II ступеней, был образован Нижегородский педагогический институт и, как отмечалось выше, Нижегородский государственный университет. Преподавание астрономии в университете осуществлялось на механическом (позднее на механико-математическом) факультете, в педагогическом институте - на физико-математическом факультете. Курс астрономии читался талантливым педагогом и методистом В.В. Адриановым, профессором К.Л. Баевым, зачинателем изучения климата Нижегородского края М.С. Аверкиевым. Активным сторонником астрономического образования были профессор В.К. Лебединский, математик И.Д. Работнов и многие другие. Благодаря активной деятельности членов НКЛФА и его высокому авторитету, сохранялся и авторитет астрономии в регионе. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1927 г. была построена астрономическая обсерватория на здании педагогического института.

Рис.11. Обсерватория на здании педагогического института

 

Изначально она строилась как база астрономических наблюдений трех организаций: Педагогического института, Нижегородского университета и НКЛФА. Деньги на строительство были выделены Наркомпросом. ══Продолжалось издание Астрономического

календаря, признанное тем же Наркомпросом ╚важным и необходимым╩.

Рис.12. Первый том бюллетеня ╚Переменные звезды╩

 

В 1927 г. при обсерватории по инициативе Б.В. Кукаркина - руководителя Коллектива наблюдателей НКЛФА была создана первая в мире юношеская астрономическая секция. В 1928 г. по его же инициативе начал издаваться (сразу на двух языках - русском и немецком) бюллетень ╚Переменные звезды╩ (ставший впоследствии изданием АН СССР и существующий по настоящее время). В этом же году в Нижнем Новгороде состоялся II Съезд любителей мироведения, на котором обсуждались и проблемы астрономического образования.

Рис.13. Участники 2-го съезда любителей мироведения 1928 г.

 

Именно на нем были высказаны пожелания о преподавании астрономии как отдельного предмета в старших классах школы [3], [4].

5 сентября 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) ╚О начальной и средней школе╩, приведшее к существенным изменениям в преподавании всех дисциплин, в том числе и астрономии. В учебных программах 1932 г. астрономии впервые отводится самостоятельное место (35 часов в 7 группе) и говорится о необходимости учебных астрономических наблюдений. К 1935 г. готовится и выходит в свет первый стабильный учебник по астрономии [1].

Проблемам преподавания астрономии большое внимание уделялось и только что созданным Всесоюзным астрономо-геодезическим обществом (ВАГО), объединившим астрономические общественные организации страны. Уже на I съезде ВАГО П.И. Поповым был сделан доклад ╚Астрономия в школе╩, в котором отмечалась необходимость введения курса астрономии в средней школе, а также принятие срочных мер к обеспечению этого курса учебником и учебными пособиями. В астрономическом календаре на 1934 г. была опубликована статья М.Е. Набокова о преподавании астрономии в школе. В ней были даны методические советы преподавателям астрономии в соответствии с новой программой. Кроме того, рекомендовалось значительно усилить мировоззренческую сторону преподавания астрономии [3], [4].

Стандартизация учебного процесса привела к появлению единых школьных программ по астрономии и основного учебника, но она способствовала ограничению числа и разнообразия учебных пособий. В середине 30-х гг. это сыграло положительную роль, вызвав среди методистов своеобразное соревнование за создание лучшего учебника и программы, но затем стало тормозить развитие преподавания астрономии, ограничивая свободу преподавателей и методистов в разработке и применении программ, методов и средств обучения.

Содержание учебной программы в значительной степени определялось социально-экономическими, политическими интересами и государственной идеологией, а также, конечно, уровнем развития астрономической науки и советской педагогики. Была сделана попытка создать лучшие в мире учебную программу и учебник астрономии, эффективно реализующие мировоззренческую и практическую направленность курса. Широко известным стал учебник Е.М. Набокова и Б.А. Воронцова-Вельяминова (который потом превратился в учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова).

В 1933 г. по рекомендации профессора А.А. Андронова в Горьковский государственный университет был приглашен К.К. Дубровский на должность заведующего кафедрой теоретической механики. С именем К.К. Дубровского связан более чем 20-летний период в развитии астрономического образования в Нижегородском регионе. По его инициативе кафедра получила новое название: теоретической механики и астрономии [8].

Рис.14. К.К. Дубровский

 

К концу 40-х гг. на десятилетия вперед определились основные формы, методы преподавания астрономии. Была сформулирована цель преподавания курса астрономии - формирование научного мировоззрения учащихся, выделены общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения, определена структура курса, не претерпевшие кардинальных изменений на протяжении 50 лет. К преподаванию астрономии в школе стали готовить выпускников педвузов.

В 1949 г. в г. Горьком был открыт планетарий, сыгравший большую роль в распространении астрономических знаний [9].

На протяжении 50-х гг. астрономы-методисты работали над усовершенствованием программы и учебника астрономии и реализацией возможностей улучшения преподавания астрономии. В 1955 г. появилось первое в нашей стране пособие ╚Методика преподавания астрономии╩ М.Е. Набокова.

В 60-е гг. были созданы предпосылки для коренных изменений в преподавании астрономии в средних учебных заведениях СССР. Начало космической эры, успехи СССР в освоении космического пространства вызвали огромный интерес к астрономии среди широких масс населения. Впечатляющие достижения астрономии надо было отразить в преподавании астрономии. Этого добивались Р.В. Куницкий, Б.А. Воронцов-Вельяминов, В.В. Радзиевский, Е.П. Левитан, М.М. Дагаев, Э.В. Кононович, А.В. Засов и др., благодаря усилиям которых курс астрономии стал почти целиком астрофизическим. Однако на преподавание астрономии в школе отводился только 1 час в неделю, что было явно недостаточно. Оставались почти безответными настойчивые требования астрономической общественности улучшить подготовку учителей астрономии, расширить курс и увеличить время на его изучение. Вынужденная экономия учебного времени вела к конспективности изложения основных тем курса, формализации преподавания и падению интереса учащихся к изучению астрономии.

Одним из элементов поддержки астрономического образования становятся астрономические олимпиады, которые в Н.Новгороде проводятся уже более 40 лет.

В начале 60-х годов по инициативе учебно-методической секции ВАГО было проведено обследование средних школ РСФСР на предмет состояния преподавания в них астрономии. Анализируя причины неудовлетворительной постановки преподавания астрономии в большинстве средних школ, III съезд ВАГО отметил, что основной причиной является слабая астрономическая подготовка самих учителей астрономии. Отчасти, это вызвано сокращением астрономической подготовки на математической и географической специальностях педагогических институтов. На основе решений съезда был разработан и направлен в Министерство высшего и среднего образования СССР и Министерство просвещения РСФСР ряд предложений по расширению и улучшению подготовки педагогических кадров по астрономии [10].

В июле 1962 г. министерствами были разработаны и утверждены учебные планы по специальностям ╚физика и астрономия╩ и ╚математика и астрономия╩, в которых на изучение астрономии отводилось 450 часов учебного времени. Было решено ввести специальность ╚физика и астрономия╩ в 29 педагогических вузах страны. Однако в 1963 г. в большинстве педвузов (кроме пяти) был введен 4-х летний срок обучения, поэтому новая специальность была введена только в 5 институтах, одним из которых стал Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького (ГГПИ) [3].

Введение физико-астрономической специальности и открытие в ГГПИ специализированной кафедры астрономии связано в первую очередь с именем заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора физико-математических наук, профессора В.В. Радзиевского.

В.В. Радзиевский прибыл на работу в ГГПИ на должность заведующего кафедрой физики в 1957 г. Однако, в 1959 г. вернулся в Ярославский педагогический институт, где проработал до 1965 г. В мае того же года он назначается приказом Минпроса на должность проректора по научной работе ГГПИ. Работая проректором, В.В. Радзиевский добивается создания кафедры астрономии (1966 г.) и открытия физико-астрономического отделения (1967 г.). Заведующим кафедрой астрономии он проработал вплоть до 1983 г., после чего оставался в должности профессора той же кафедры до 1995 г.

Рис.15. В.В. Радзиевский

 

В.В. Радзиевский внес неоценимый вклад в развитие астрономического образования в России и в частности в Нижегородском регионе. На протяжении 20 лет (с 1966 г.) он был вице-президентом ВАГО, более 15 лет √ председателем комиссии по астрономии в педвузах МП РСФСР, 10 лет √ заместителем председателя Совета по подготовке астрономических кадров (СПАК) при АН СССР. Он являлся членом специализированных советов по защите диссертаций и в течение 40 лет входил в редколлегии двух центральных научных изданий.

В 1973 г. по инициативе учебно-методической секции в г. Горьком было проведено первое Всесоюзное совещание председателей учебно-методических секций отделений ВАГО, а в 1982 г. √ Всероссийское совещание преподавателей астрономии педагогических институтов страны и пленум СПАК АН СССР [3].

Эпоха ╚перестройки╩ вначале оказала положительное влияние на реформу средней общеобразовательной школы, в том числе на преподавание астрономии.

В середине 80 √ х гг. в преподавании астрономии в средних учебных заведениях СССР наметились положительные сдвиги. Были сделаны попытки решить проблемы, стоявшие перед школьной астрономией.

В частности, создать и внедрить новые учебники астрономии, сочетающие различные изложение основных понятий и теорий курса, отражающего новейшие достижения астрономии и космонавтики. Были изданы учебники по астрономии (Е.П. Левитана; А.В. Засова и Э.В. Кононовича; В.В. Порфирьева) и несколько хороших учебно-методических пособий. Переиздан учебник Б.А. Воронцова-Велиаминова с изменениями Е.К. Страута.

Если до 1978 г. учителей астрономии готовил только Горьковский педагогический институт, позднее эта специализация появляется в учебных планах еще семи пединститутов: Московского, Ленинградского, Киевского, Ростовского, Ташкентского, Черниговского и Челябинского, а к 1980 г. их число увеличилось еще на три вуза: в Баку, Телави и Николаеве. Годичный прием в них (1985 г.) составлял 600 человек. В 1990 г. астрономия преподавалась уже в 166 вузах Советского Союза. Учителей по специальности ╚физика и астрономия╩ готовили в 14 пединститутах.

В 1986 году в Ленинграде по инициативе нижегородцев было организовано совещание учебно-методического актива. Этот период отмечен по широкомасштабной дискуссии о дальнейшей судьбе астрономического образования школьников. Идея объединения курсов физики и астрономии разделила всех ученых, астрономов-методистов и учителей на два непримиримых лагеря √ сторонников объединения (во главе с Е.К. Страутом) и куда более многочисленных противников интеграции. Борьба в 1991-92 гг. закончилась реализацией школьной реформы, в которой большое значение придавалось интеграции предметов [3].

К середине 90-х годов положение астрономического образования учащихся средних учебных заведений становится критическим. В первую очередь это связано с прекращением подготовки учителей астрономии. Так в НГПУ, специальность ╚физика и астрономия╩ была упразднена и в 1996 г. состоялся последний выпуск по данной специальности. (Еще 3 года астрономия, благодаря усилиям сотрудников кафедры астрономии НГПУ сохранялась как специализация). Астрономия преподавалась только студентам специальности физика в течение 2-х семестров на 3 курсе.

Современное состояние астрономического образования в Н. Новгороде вызывает серьезное беспокойство. Это касается как подготовки школьников, так и студентов.

Еще в недалеком прошлом Нижний Новгород являлся одним из центров астрономического образования в России (наряду с Москвой, С-Петербургом, Екатеринбургом, Новосибирском, Казанью и др.), и в Нижегородском регионе были представлены все уровни астрономического образования: профессиональное (вуз), общее (школа), дополнительное (НОУ, кружки, юношеская секция ВАГО и др.). Существовало несколько центров астрономического образования различного уровня: федерального (университеты √ ННГУ и НГПУ), муниципального (планетарий, Поволжский центр аэрокосмического образования - ПОЦАКО, Дворец творчества юных), общественного (НКЛФА).

В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Из 4500 школ области астрономия как отдельный предмет преподается не более чем в 20 (причина: запреты администрации в т.ч. на муниципальном уровне, отсутствие оплаты кружковой деятельности и др.).

═Определенные выводы можно делать на основе анализа олимпиадных работ по астрономии. Сокращается число участников астрономических олимпиад. Совсем недавно Нижегородская область занимала одну из лидирующих позиций во Всероссийской (и даже международной астрономической олимпиаде). Неоднократно представители области становились победителями Всероссийской и международных олимпиад по астрономии. ═К сожалению, за последние 3 года на астрономических олимпиадах═ учащиеся области занимали не более 2-х призовых мест. Разумеется, это результат снижения астрономической подготовки, как самих учащихся, так и тех, кто готовит их к олимпиаде.

Прекратил функционирование один из центров астрономического образования в городе √ кафедра астрономии НГПУ, имевшая (хотя и не очень хорошее по современным меркам, но достаточное на минимальном уровне) оснащение для астрономической подготовки студентов (обсерваторию, планетарий). На базе кафедры проводилась регулярная работа со школьниками. Именно здесь родилось городское Научное общество учащихся (НОУ).

Другой центр астрономической подготовки учащихся - ═ПОЦАКО переориентирован на другие направления работы со школьниками (робототехника и др.).

Наиболее вопиющим фактом является то, что в данный момент в Нижнем Новгороде практически отсутствует подготовка преподавателей астрономии (и физики) для школ!

В настоящее время, с надеждой изменить ситуацию к лучшему, мы обращаем взор на флагмана образовательной деятельности Нижегородского региона - ═ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Если вспомнить историю этого университета, то можно сделать вывод, что традиции астрономической деятельности (как научной, так и образовательной) существуют с первых лет его создания.

Университет им. Н.И. Лобачевского ведет свою родословную от Народного университета, возникшего в Н.Новгороде в 1916 г. Одним из отделений университета было астрономическое.

В 1933 г. в университете на физико-математическом факультете была создана кафедра теоретической физики и астрономии. Ей руководил К.К. Дубровский. В конце 40-х годов по его инициативе была создана широтная станция (ныне носящая его имя). В 1957 г. на ее базе возникла станция оптических наблюдений ИСЗ. На механико-математическом факультете выполнялись исследования по небесной механике, теории фигуры Земли. ННГУ готовил специалистов в области астрометрии и гравиметрии.

В послевоенные годы с созданием в ННГУ радиофизического факультета (1946 г.) в университете стали активно развиваться радиоастрономия и астрофизика (наиболее известные представители данных направлений: С.А. Каплан, В.Л. Гинзбург, В.С. Троицкий и др.). Подготовка студентов в рамках этих направлений продолжается и в настоящее время.

Развитию астрономического образования на физическом факультете университета способствует интерес к этой дисциплине преподавателей факультета. Здесь уже достаточно давно сформировалась группа любителей наблюдательной астрономии, в которую входит ректор университета Е.В. Чупрунов и другие сотрудники факультета (М.О. Марычев, К.А. Марков, М.А. Фаддеев). Использование собственной телескопической и фотографической техники позволяет проводить регулярное фотографирование участков неба, получать с хорошим разрешением фотографии приближающихся комет. Установка оптических диспергирующих систем на телескопы дает возможность получать спектры звезд. Последующая аппроксимация спектров распределением Планка позволяет вычислять температуру фотосфер звезд. В 2004 и 2012 годах доцент физического факультета М.О. Марычев организовал наблюдение и фотографирование прохождений Венеры через диск Солнца. Было получено частичное изображение атмосферы Венеры (эффект Ломоносова).

В плане астрономической подготовки студентов можно отметить следующее. На физическом факультете в настоящее время читаются для студентов курсы: астрономии, астрофизики, основ космонавтики. Разрабатываются учебно-методические материалы и учебные пособия (в частности, доцент М.А. Фаддеев подготовил несколько десятков презентаций по астрофизике и планетологи, которые используются в учебном процессе).

Ведется активная работа со школьниками. На физическом факультете действует астрономическая секция НОУ, для руководства научными работами которых привлекаются сотрудники других учебных заведений и Нижегородского планетария.

В 2014 г. одна из школ города - ╧ 113 вошла в состав ННГУ и в ней открыт физико-математический класс, в котором читается 2-х годичный курс астрономии. Элементы астрономии преподаются и в младших классах этой школы. Соблюдается преемственность курсов. Поэтому есть надежда, что многие выпускники школы ╧ 113 будут знать астрономию.

В 2017 г. на физическом факультете начнется прием на педагогическое направление. Основная цель √ подготовка преподавателей физики (и астрономии) для Нижегородского региона. В настоящее время потребность области (4500 школ) составляет около 40 учителей физики в год.

Одним из существенных недостатков астрономического образования является отсутствие учебной наблюдательной базы. Однако есть надежда, что этот недостаток в ближайшее время будет исправлен. Запланировано сооружение учебно-исследовательской обсерватории на территории спортивно-оздоровительного лагеря ННГУ ╚Заря╩. К настоящему времени разработан проект, строительство планируется начать весной 2016 г.

В ноябре 2013 г. в ННГУ была проведена всероссийская конференция ╚Актуальные проблемы современной астрономии и астрономического образования╩, посвященной 125-летию НКЛФА, В сентябре 2015 г. года на территории спортивно-оздоровительного лагеря ННГУ ╚Заря╩ планируется проведений слета любителей астрономии Нижегородского региона.

Более 40 лет назад мы спорили о том, какой должна быть школьная астрономия. И теплилась надежда, что когда-нибудь астрономия займет подобающее ей место в отечественной школе. Но пока этого не случилось. Более того, приходится анализировать новую ситуацию и думать о том, как спасти астрономическое образование. Решение проблемы ликвидации астрономической безграмотности школьников оказалось отброшенным на далекие (даже не исходные) позиции.

Начнется ли новая эпоха возрождения школьной астрономии?

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Набоков М.Е. Очерк истории преподавания астрономии в средней школе в России и в СССР //Историко-астрономические исследования. Вып. I. М., 1955. С. 213

2.     Устав гимназий и прогимназий ведомства министерства народного просвещения. СПб., 1864.

3.     Пономарев С.М. Астрономическое образование в нижегородском педагогическом университете (традиции и современность) // Труды физического факультета НГПУ. Н.Новгород, 1998.

4.     Пономарев С.М. Один век и 10 лет // Астрономический календарь на 1998 год. Н. Новгород, 1998. С. 138.

5.     Щербаков С. Курс космографии. Н. Новгород, 1902.

6.     Пономарев С.М. К 100-летию Астрономического календаря //Астрономический календарь на 1995 год. М. ╚Наука╩, 1994. С. 202.

7.     Пономарев С.М. Народный университет в Нижнем Новгороде, 1916 год (К истории открытия) //Образование в нижегородской области: история и современность. Н. Новгород, 1997. С. 44.

8.     Горшков П.М. Константин Константинович Дубровский //Труды Горьковской широтной станции им. К.К. Дубровского. Горький, 1962. С. 3.

9.     Василий Иванович Туранский (некролог) //Астрономический календарь на 1968 год. М., 1967. С. 312.

10.  Куницкий Р.В., Дагаев М.М. О подготовке астрономических педагогических кадров //Циркуляр ВАГО ╧9. М., 1964. С. 49.