Диагностика обученности на примере авторской программы ╚К звездам╩

Котова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДТДМ г. Ростова-на-Дону

 

Программы дополнительного образования не стандартизированы. Большинство педагогов пишут авторские программы, обязательным разделом в которых является диагностика. В соответствии с заявленными целями и задачами отслеживаются═ те или иные параметры.═ Обычно, выделяют две группы показателей:

       Учебные √ фиксирующие предметные и общеучебные═ знания, умения, навыки, приобретенные воспитанником объединения в процессе освоения им образовательной программы;

       Личностные √ выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в═ объединении.

 

В представленной работе будут рассмотрены лишь методики, которые позволяют определить теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы ╚К звездам╩. Данная программа имеет естественнонаучную направленность, предполагает освоение не только основ астрономии и смежных дисциплин, но истории развития науки, некоторых разделов информатики. Она рассчитана на 5 лет обучения детей в возрасте 12-17 лет. I этап включает 2 года обучения, каждый по 144 часа. На этом уровне у школьников формируется═ целостное представление об окружающем мире и истории познания природы человеком. II этап освоения программы (3-4 год обучения по 216 часов) предполагает углубленного изучения некоторых разделов планетной астрономии, астрофизики, проведение наблюдений под руководством наставника, обработку проведенных наблюдений, дальнейшее развитие исследовательской деятельности. III этап освоения программы (5 год обучения, 216 часов) предполагает, кроме углубленного изучения некоторых разделов планетной астрономии, астрофизики, выполнение самостоятельных коллективных и индивидуальных исследований, подготовку и защиту рефератов, результатов исследовательских работ, проектов. Примерно треть учебных часов отведена на практические работы, наблюдения, самостоятельную работу.

В дополнительном образовании применятся безотметочная система оценки знаний, которая═ на момент диагностирования, включает═ в себя:

═══ контроль;

═══ проверку;

═══ оценивание;

═══ накопление статистических данных и их анализ;

═══ выявление их динамики;

═══ прогнозирование результатов.

Основная цель работы представить систему диагностики уровня усвоения системы знаний на примере программы ╚К звездам╩. Будут показаны:

       тестовые задания для контроля знаний по программе и способы их обработки для каждого года обучения;

       методические разработки для контроля знаний после изучения отдельных тем;

       разработки разного уровня сложности с использованием игровых технологий, предназначенных для═ контроля и коррекции знаний═ по теме ╚Звездное небо╩.

 

Для диагностики уровня знания были составлены контрольные вопросы для каждого года обучения. Они используются в начале и конце учебного года, а отдельные части - после изучения соответствующей темы.

Для каждого года обучения составлено по 30 вопросов с вариантами ответов. Система оценки: отвечает правильно √ 1 балл, отвечает неправильно √ 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, ответив правильно на все вопросы, 30. Если обучающийся набирает от 1 до 14 баллов (менее 50 % правильных ответов), то это низкий уровень. Если обучающийся набирает 15-24 балла, то это средний уровень,═ 25-30 баллов - высокий уровень. Для ускорения обработки тестирования каждому обучающемуся предлагается стандартизированный лист для ответов, а у педагога есть ключ правильных ответов. Результаты тестирования всей группы заносятся в═ таблицу, по которой и определяется уровень знаний как каждого обучающегося, так и уровень усвоения различных тем всей группой. Это позволит внести корректировку в процесс обучения.

Использование игровых технологий помогает не только проверить уровень знаний, но и повысить интерес детей к изучаемой области. Были составлены кроссворды, сканворды, ребусы по некоторым темам. Лучше всего проработаны темы ╚Звездное небо╩, ╚Звездный мир╩. Задания имеют разный уровень сложности, у многих его можно увеличивать.

Например, ребусы с названиями звезд или созвездий.═ Воспитанникам═ 1 года обучения предлагается просто отгадать название, 2 и 3 года √ отгадать название и показать на карте═ месторасположение. А ребята 4-5 года обучения отгадывают, показывают на карте и, используя справочную литературу, готовят небольшой рассказ об этой звезде. Аналогично═ используются ребусы с названием созвездий.

 

 

Рис.1. Пример ребусов на названия созвездий

 

Кроссворды составлены как использованием ═вопросов, так═ и без них. При разгадывании всегда разрешается пользоваться справочной литературой. При этом никогда эти задания не выполняются на время. Главное, чтобы каждый учащийся справился с заданием. Для воспитанников 4-5 года обучения предлагаются кроссворды на знание интересных объектов в созвездиях.

Например, такой кроссворд с заданием: вписать═ названия весенних созвездий. В случае правильного заполнения в выделенном столбике и получишь название галактики в созвездии Девы, которая в каталоге Мессье имеет номер 104.

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Название звезды β Льва

 

Рис.2. Пример═ кроссворда с элементом.

 

Для контроля знаний по теме ╚Звездное небо╩ используются компьютерные программы Stellarium, StarCalc, SKYCHART. Обязательно ночные зачетные занятия (конкурс наблюдателей) в обсерватории Южного федерального университета для обучающихся 3-5 года обучения. Каждый школьник должен показать на небе созвездия, которые он знает, назвать и показать яркие звезды и их звездную величину. За каждый правильно названный объект присуждается 1 балл. После подведения итогов лучшие получают памятные сувениры (фотографии галактик, туманностей, интересных астрономических явлений, книги).

 

 

Рис.3. После конкурса наблюдателей в обсерватории ЮФУ.

 

Для контроля знаний могут быть использованы также викторины и конкурсы.

Об уровне усвоения предмета могут свидетельствовать результаты выступлений на олимпиадах и конференциях, в которых, обычно принимают участие школьники═ 3-5 годов обучения.

Для промежуточного контроля используются тестовые задания по темам, задания из "Сборника задач по астрономии" Субботина Г. П.

 

Системная диагностика═ обученности даёт возможность педагогу сравнивать умения обучающихся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее-коррекционную работу с детьми и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели; обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету; моделировать новые учебные технологии.

В дальнейшем предполагается

       Разработка заданий с использованием игровых технологий для других тем программы. Разработка методик для определения практических умений и навыков по основным разделам учебно-тематического плана программы.

 

Литература:

1.     Кленова Н.В. Альтернативные способы аттестации школьников// Народное образование, 2004, ╧6.

2.     Кленова Н.В. Как оценивать результаты обучения школьников по дополнительным образовательным программам // Народное образование, 2005, ╧8.

3.     Котова О.В. Программа ╚К звездам╩// Педагогика творчества. Творческая лаборатория педагога дополнительного образования детей: программное обеспечение образовательного процесса в УДО. Москва, Ростов-на-Дону, 2011.

4.     Котова А.А. Формирование технического мышления. Критерии и показатели оценки реализации программ дополнительного образования детей научно-технической и спортивно-технической направленности // Сб. региональной научно-практической конференции ╚Развитие инженерного мышления у обучающихся √ основа повышения качества дополнительного образования детей╩, СПб, 2012.

5.     Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации/ Под ред. Проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р Катуновой. СПб: Изд. ГОУ ╚СПб ГДТЮ╩, 2005.

6.     Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии: задания упражнения, тесты. М.: Аквариум, 1997, - 224 с.