Астрономия и Общество

 

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

В.Г.Сурдин

 

Олимпиады по математике, физике, химии, и другим серьезным школьным предметам проводятся регулярно во многих городах, странах и даже на всемирном уровне. Об олимпиадах по астрономии такого не скажешь. Нам вообще о них не приходилось слышать, за исключением одной -- Московской астрономической олимпиады, с которой мы и хотим познакомить читателей нашего журнала.

Астрономическая олимпиада для московских школьников проводится ежегодно в зимние месяцы уже более полувека. Она проходит в 2 тура и собирает около 200 учащихся школ и технических училищ Москвы, Московской области и даже гостей из других городов. Затем следует заключительная встреча участников Олимпиады для разбора задач и награждения победителей. В некоторые годы, особенно в пору "космического энтузиазма" (60-е и начало 70-х), в Олимпиаде бывало и по 3 тура. В наши дни каждый из двух туров продолжается 3 часа, в течение которых ребята должны решить по 4 задачи.

Если на первых олимпиадах требования к знаниям учащихся не превышали содержания школьного учебника по астрономии, то теперь составители задач не ограничивают себя учебником, а ориентируются на реальные знания юных любителей астрономии, которые часто значительно превышают школьную программу. Если в первые годы проведения Олимпиады в ней участвовали ученики выпускного 10-го класса, в котором изучалась астрономия, то теперь Олимпиада проходит по трем возрастным категориям: 10-11 кл., 8-9 кл. и от 7 кл. и младше. Причем в младшей группе нередко участвуют ребята из 3_4 кл. и показывают очень неплохие результаты.

А начиналась наша Олимпиада так. В 1947 г. обьединенными усилиями Московского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества (МОВАГО), астрономического отделения механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского планетария и Московского городского отдела народного образования была проведена первая астрономическая олимпиада. В ней приняло участие 32 человека из 10-ти школ Москвы. Ко второму туру было допушено 10 учеников, из которых 7 были премированы книгами по астрономии, а лучшая школа (425-я мужская средняя школа Сталинского района) была награждена телескопом системы Максутова. Во второй Олимпиаде было уже 43 участника из 21 школы. Довольно быстро число их достигло устойчивой отметки 150-200, которая, вероятно, отражает реальное число активных любителей астрономии среди московских школьников.

По традиции при награждении победителей перед участниками Олимпиады выступают с лекциями ведущие московские астрономы. В в разные годы это были профессора МГУ П. П. Паренаго, Б. А. Воронцов-Вельяминов, Д. Я. Мартынов,В. Г. Курт, А. В. Засов и другие известные ученые и популяризаторы астрономии. Обычно это происходит в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга (ГАИШ) и завершается экскурсией по институту и обсерватории МГУ.

Еще одной традицией является подбор задач Олимпиады. При составлении задач и оценке их решения мы стремимся выявлять не только теоретически подготовленных ребят, но и имеющих опыт самостоятельных наблюдений. Важно, чтобы участники олимпиады не только интересовались астрономией, так сказать -- платонически любили ее, читая популярные книжки, но и в какой-то мере прикоснулись к ее исследовательскому аппарату: наблюдали небо, проводили расчеты, осмысливали небесные явления. Поэтому мы непременно используем в заданиях олимпиады немые карты звездного неба и Луны, проверяем знание учащимися текущей астрономической ситуации (какова в момент проведения Олимпиады фаза Луны, моменты восхода и захода Солнца, видимость созвездий и планет, ближайшие затмения), задаем вопросы по практическому использованию инструментов.

Поскольку многие любители астрономии регулярно в течение нескольких лет участвуют в Олимпиаде, предлагающиеся им задачи в определенной мере формируют интересы ребят, влияют на выбор ими конкретного направления в науке. А нужно заметить, что очень многие из участников и, в особенности, из победителей Московской астрономической олимпиады стали профессиональными астрономами.

Разумеется, невозможно перечислить всех, кто за прошедшие полвека придумал или разыскал в старых книгах задачи для Олимпиады. К сожалению, не все задачи сохранились, поскольку архив Олимпиады велся нерегулярно. Содержание первых девяти Олимпиад было опубликовано в небольших брошюрах. Затем отдельные задачи печатались в Школьном астрономическом календаре, в журналах "Земля и Вселенная" и "Квант". Но большая часть задач так и осталась неопубликованной. Мы обращаемся ко всем организаторам и участникам Олимпиады прошлых лет: возможно, вы помните задачи и обстоятельства проведения Олимпиады, в особенности, конца 50-х и начала 60-х годов. Пожалуйста, поделитесь с нами этими воспоминаниями. Мы будем признательны всем читателям, приславшим свои советы и замечания по адресу:

119899 Москва, В-234, Университетский пр-т, 13, ГАИШ, В. Г. Сурдину.

 

Задачи. Звездное небо.

  1. Какое созвездие дважды встречается на карте звездного неба? Видно ли оно вечером в марте?
  2. Почему, чем ближе к Млечному Пути, тем больше видно звезд и меньше -- далеких галактик?
  3. Какие из созвездий носят названия физических приборов?
  4. Перечислите 7 самых ярких небесных обьектов.
  5. В каком незодиакальном созвездии и когда бывает Солнце?
  6. Что такое зодиакальный свет? В какое время суток его можно наблюдать и где на Земле условия для его наблюдения наилучшие?
  7. Опишите вид звездного неба с поверхности Марса.
  8. Сколько нужно дисков Луны, чтобы покрыть ими все небо?
  9. Перед вами неоконченное стихотворение А.С.Пушкина
    (цит. по: В. И. Цветков, "Земля и Вселенная", #6, 1990, с.82):
    Надо мной в лазури ясной
    Светит звездочка одна _
    Справа запад темно-красный,
    Слева близкая Луна.
    Определите: а) к какой стороне горизонта поэт был повернут лицом; б) какое было время суток; в) в какой фазе была Луна; г) почему Луна названа "близкой"; д) что за "звездочка" могла светить поэту?
  10. Почему метеорные потоки Леониды и Квадрантиды носят такие названия?
  11. Можно ли наблюдать Марс в созвездии Эридана?
  12. Луна находится в созвездии Стрельца. В каком созвездии будет находиться Земля для наблюдателя на Луне?
  13. Объясните, почему с полуночи до рассвета наблюдается больше метеоров, чем с вечера до полуночи?
  14. Оцените, как часто происходят покрытия Луной звезд, видимых невооруженным глазом.
  15. Венера находится в западной элонгации. В какое время суток удобнее ее наблюдать?

    (Ответы -- на стр. 105.)